"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России

"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
"Я делаю фильмы для себя": Звягинцев рассказал уральцам, зачем снимает кино о настоящей России
Фото: ngzt.ru
Марина Подкорытова

Фото: Владислав Бурнашев

В планах у режиссера – проект о Киевской Руси.

В начале апреля в столице Урала прошла творческая встреча с режиссером "Возвращения", "Изгнания", "Елены" и номинировавшихся на "Оскар" "Левиафана" и "Нелюбви" Андреем Звягинцеввым. Он честно признался, что не готовился к встрече заранее, поэтому два часа просто отвечал на вопросы екатеринбуржцев. Режиссера спрашивали об отношении к стране и людям, о том, как в России принимают его фильмы и будущих проектах. НАША записала самые интересные ответы.

"Ничего нового не увидели"

– Что должно быть в сценарии, чтобы он заинтересовал?

– Трудно обозначить это "вещество". Между встречей с текстом и пробуждением его в тебе часто проходит много времени. Сценарий "Возвращения" я получил в декабре 2000, в июле-августе 2001 понял, как хочу делать. Это будто сон наяву, когда я вижу прямо кадры из фильма. Материал должен стать своим собственным. Можно называть это влюбленностью. Ты понимаешь, что должен это снять. И в какой-то момент находишь ключ к этой вещи.

– После просмотра ваших фильмов ощущение, что вы очень неравнодушны к России и судьбам людей. Какие отклики получали?

– После премьеры густота неприятия "Нелюбви" дошла до таких пределов, что мне нужно было самому услышать реальные отклики. Я зашел в Инстаграм и стал по хештегу читать отзывы, за 2 часа пролистал 4000. Процентов 80 пользователей говорили о "Нелюбви", что это о них самих, об их родных, ничего нового не увидели. И тогда я успокоился и выдохнул. Негативные отклики к фильму появились на шлейфе неприятия "Левиафана", как фантомная боль. Но для меня было достаточно прочитать: "Да, это есть. И это про меня". Когда-то Марина Цветаева писала: "Мне достаточно десятерых, кто слышит мои стихи. Не будет их, будет двое – я им буду читать. Будет один – я и на это согласна". Часто меня спрашивают: для кого снимаете? Я делаю фильмы для себя. Парадоксальным образом это и есть единственный верный и честный путь. И только рад, если нахожу своего зрителя.

"За рубежом воспринимают иначе"

– Многие критикуют вас за то, что показываете в фильме грязь страны, которую мы и так ежедневно видим на улице. Зачем выносить сор из избы?

– После премьеры "Левиафана" министр культуры Мединский вызвал нас к себе и сказал: "В России так не пьют". На что я ему сказал, что, видимо, у нас с ним разные страны. У меня другая Россия. Стыдно за кино… А вам не стыдно, как мы живем? Мы так взаимодействием с властью. Мы так пьем. Кино – это свидетельство времени, того, что у нас происходит. Наш зритель реагирует так, потому что он бы хотел видеть мир и себя другим. Он мечтает видеть другое зеркало. За рубежом мои фильмы воспринимают иначе. Для США – это еще одна картина мира, еще одно предложение подумать о себе. Про "Левиафан" говорили: "Замените вашу водку на нашу текилу, снежные пространства на пампасы – и будет мексиканский фильм, про нас".

– Говорят, вы перфекционист. И какие-то несложные сцены готовы снимать по 20–30 дублей.

– Снимал как-то Александра Балуева, который должен был выйти из морга и сказать "Поехали". На 18-м дубле он спросил: "Что происходит? Что не так?" И только на 23-м я сказал: "Есть, снято". Я не смог ему тогда объяснить, зачем так было надо, позже понял. Мне нужно было, чтобы он вымотался вусмерть, и ему стало все равно, как он произнесет эти слова. Чтобы он совершенно искренне произнес, с человеческой усталостью. Вообще рекорд был 36 дублей. Это был сложный для меня план, массовка с детьми из школы. Я честно отсматриваю все и выбираю только те эпизоды, которые устраивают.

"Не беру медийные лица"

– Показываете ли вы актерам, как играть? Сами сниматься не хотите?

– Ни один режиссер не удержится, чтобы не показать. Я показываю, когда не хватает слов, чтобы объяснить, чего я жду. Это случается очень редко. Я ищу актера полгода–год и беру, когда понимаю, что это – его роль. У меня 8 лет актерского образования, учился в Новосибирске и Москве.  Но когда начал снимать, как отрезало. 1982 год стал для меня переломным. Я тогда был 18-летним второкурсником, уже активно играл в театре. Было ощущение, что я знаю уже все, пока не увидел фильм "Жизнь взаймы" с Аль Пачино. И я понял, что не умею играть, делаю это слишком театрально. Решил найти в Москве человека, который научит. Но это была иллюзия. Есть такое выражение: "Научить актерству нельзя, можно только научиться".

– Как отбираете актеров? Был ли кто-то из Екатеринбурга?

– Появляется замысел. В подготовительный период перебираешь всех. Мой технический директор заезжала к вам в город, записывала видео. Несколько человек на пробы в Москву приезжали, но вроде не прошли. Я не выбираю актера по месту пребывания. Не завязан на именах, не люблю выбирать известных, потому что за ними тянется шлейф ролей. Не беру медийные лица. В "Левиафане" только так сложилось: мы видела в роли мэра Романа Мадянова, но это один раз всего.

"Слезы не заменить компьютерными веществами"

– В современных фильмах все больше спецэффектов. Каким вы видите кино в будущем?

– Я стараюсь не давать прогнозов. Мы сами крайне редко используем компьютерные эффекты. Это же вторжение инородного тела в пространство живой ткани, снятой на кинопленку. В "Левиафане" кит был сделан при помощи компьютерной графики. Но сделали так естественно, используя видео с живым китом. Этот интерес зрителя к человеческим историям не иссякнет никогда. Трепет, слезы, дрожь, биение сердца – их не заменить компьютерными веществами. Сам я не могу смотреть анимированные синтезированные вещи.

– Есть ли какие-то планы на будущее, идеи для фильмов?

– Мне присылали много текстов, но не со всеми складывались отношения. Есть 4 готовых сценария, один ждет уже с 2004 года, другой с 2008-го. Все они лежат на рабочем столе продюсера, ждем от него отмашки и финансирования. Один проект про древние времена, Киевскую Русь 1015 года. Там кольчуги, мечи, кони, битвы, единственная каменная церковь. Для проекта надо умножать бюджет стандартного фильма на три. Еще есть сценарий про Великую отечественную войну. И проект про 400-й год до нашей эры, из истории Греции.

"Если картину пригласили в Канны – это великая победа"

– Вы мечтали попасть на красную дорожку Каннского кинофестиваля?

– Тебя выбрали, и это такая обязанность. Как можно жить ради этих моментов? Твоя жизнь в твоих фильмах. Каждому фильму три года жизни отдаешь. Ради минутного света софитов – это было бы глупо. В 2003 году было мое второе рождение. Я понял, что могу и умею делать кино. Все мои мечты последних 10-15 лет воплотились в фильме и в реакции зала. Авторское кино интересует незначительное число людей. И оно нуждается в фестивалях. Если твою картину пригласили в Канны – это для тебя великая победа. Это трамплин для жизни фильма, а для тебя – инструмент работы с продюсерами.

– А рассчитывали на победу на церемонии "Оскар" в этом году?

– "Оскар" – это совокупность частных мнений. Оскаровская академия – это 7 тысяч членов, живущих за рубежом. И вот эти кинематографисты, большая часть из которых актеры, выбирают лучшие проекты. Чем они руководствуются – неясно, все очень субъективно. Это не спорт, нет четких критериев и цифр в искусстве и творчестве. Если наш фильм попал на зарубежный фестиваль – это уже бонус. Получит или нет призы – как звезды лягут. Для меня признание – это другое. Кинооператор Роджер Дикинс передал мне привет после "Левиафана". Агент братьев Коэнов пригласил на завтрак нас с женой обсудить "Нелюбовь", потому что понравилась картина. Вот такие встречи и отзывы для меня гораздо выше "Оскара".

 
По теме
Осуждены похитители - SysertNews.Ru Чуть более года назад в Сысерти прогремела история о том как похитил девушку.
SysertNews.Ru
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
Библиотека Гавань
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru