Нынешний сезон для маленькой труппы большого российского драматурга и режиссёра был богатым, как никогда: фестивали и гастроли по стране и за её пределами, несколько премьер, номинация на «Золотую маску», забрезжившая надежда о новом театральном доме Обо всём этом под занавес сезона рассказал «Областной газете» Николай Коляда.
О старом и новом доме
— Со зданием на Попова не получилось. Предложили кинотеатр «Искра». Как только об этом стало известно, по-шли разговоры: надо там сделать центр, чтобы все театры играли. Я думаю, почему же раньше не сделали? Мы заглядывали в окна — там столько работы Выбиты двери, взломан пол. Опять говорят: Коляда требует себе. Да ничего я не требую! Это инициатива губернатора. Нам и тут замечательно. Мало места, но красиво, цветёт яблоня в парке Вайнера. Одна беда: боюсь, сгорим. Пять лет живём, и пять лет боюсь. В прошлом году пожарные нас закрыли, я ругался, но всё правильно: в деревянном помещении не должен быть театр. В любом случае — следующий сезон работаем здесь. Мы обжились тут: летом — прохладно, зимой так тепло, что даже окна не заклеиваем. Во время фестивалей гуляем перед театром, в прошлом году варили бешбармак, Гармаш приезжал к нам и другие артисты «Современника». В парке были читки пьес, на закрытии фестиваля симфонический оркестр выступал.
О «Золотой маске» и прочих радостях
— Не получили Это ничего не значит. Мне ни капельки не обидно. Зато 35 артистов побывали в Москве. Студенты мои, которые дальше Пышмы не ездили, побежали в «Современник» смотреть «Пигмалион», к Фоменко. За день до отъезда было 270 тысяч на поездку от министерства культуры нашего. Студентам купили плацкарт, остальным — купе. Вдруг открывается дверь, входит человек и даёт 100 тысяч: «Я люблю ваш театр». Деньги раздал всем, суточные получились по 400 рублей. Мало того, когда мы
уехали, он поставил нам в зале вытяжку и кондиционер.
После показа на «Золотой маске» нас сразу же пригласили на фестиваль в Польшу. Всю труппу, всё оплачивают. Ни один театр, кроме нас, не позвали. На второй день Галина Волчек сидела в первом ряду, хлопала, минут сорок после спектакля с нами разговаривала. «Коля, я рада, что ты ушёл от сложностей, пришёл к театральной простоте». Это так трогательно. Я её за язык не тянул. Могла бы встать и уйти вообще-то. Мы были абсолютно счастливы. Бюджет «Фронтовички» 15 тысяч. Вложения других театров в глаза бросаются. Мы, утлый маленький кораблик, соревнуемся с ледоколом «Ленин». Понятно, что завоевать можем только искренностью, актёрской игрой. Другие чудеса невозможны на маленькой сцене. На большой сцене «Современника» подрастерялись.
Даже не смотрел церемонию, знал, что не наградят. Список номинантов такой, что ой-ой. Некоторым дают за выслугу лет. И правильно! Сколько им и жить-то осталось? Пусть порадуются. Дай бог всем здоровья. Конечно, у нас всё впереди, ещё тысячу раз съездим.
О «Коляда-плэйс»
В этом году фестиваль опять с гастролями «Современника» совпадает. Второй год помогает Фонд Прохорова. Его миллион уходит на гостиницу «Исеть», где живут гости. Я всегда говорю, «Коляда-плэйс» — фестиваль малых городов. Они на большие фестивали никогда не поедут. И для них приезд в Екатеринбург — большое счастье, которые мы им организуем.
Заявок в этом году — миллион. Неловко, но пришлось отказать даже кишиневскому Театру с Улицы Роз. Они мою пьесу хотели привезти. Уступил пьесам учеников, их надо продвигать, я уже продвинутый давным-давно. В первый год приезжало 350 человек, в прошлом — 260, нынче — 200. Много участников из Екатеринбурга, город становится настоящим центром современной драматургии. Что плохого, если в репертуаре появятся уральские пьесы? В театре драмы будут ставить Сашу Архипова. Здорово! Есть же куча уральских драматургов — домотканое, своё. Нам бы первооткрывателями быть той же Пулинович. Пусть будут в репертуаре Пушкин, Гоголь, но и современное уральское должно культивироваться.
Пулинович очень популярна по-прежнему. Мы покажем «Наташину мечту» вне конкурса, центр Мейерхольда — в конкурсе. Пьеса идёт пожаром по всей России. Будет два спектакля по пьесам Анны Батуриной, в том числе и Русского драмтеатра из Бишкека. Приезжает музыкально-драматический театр из Петропавловска казахского. Будут играть Олега Богаева «Дорога вниз без остановок» на казахском языке. Едут сербы
Параллельная программа в Доме актёра: фильмы с участием наших артистов, Андрей Григорьев готовит фильм про Эмира Кустурицу, который он снял в его деревне. Представим молодое польское кино и уникальные архивные записи с первыми ролями знаменитых ныне польских актёров. Будет фильм по пьесе Богачёвой «Китайская бабушка».
Наверное, будут говорить, что фестиваль выдохся, пьес не хватает. Нет, просто раньше в день было по двадцать мероприятий. Не попасть. Теперь мы сделали так, чтобы все везде успели.
О прошедшем сезоне
Осенью в «Одеоне» (один из шести французских на-циональных театров, расположенный рядом с Люксембургским садом — Н.П.) сыграли девять раз «Гамлета». Выше уже не прыгнешь. Потом выпустили «Два плюс два», написал две пьесы, ко дню рождения поставил «Всеобъемлюще». Потом было 120 «Крошечек-Хаврошечек» в новогоднюю декаду. После «Маски» в Архангельск поехали. В последнее воскресенье три спектакля сыграли, в 9 вечера начали репетировать «Бабу Шанель», в час ночи закончили, я всем дал денег на такси. Наутро — премьера. В «Бабе » работает народная артистка России Люба Ворожцова. На себя одеяло не тянет, очень талантливая, очень смешная. Эту пьесу Лия Ахеджакова репетирует. Я так радуюсь.
О «Евразии»
Конкурс развивается, на прошлый пришло 356 пьес. Мы были шокированы. Нынче — 641! Я как председатель жюри всё прочитал, чуть башка не взорвалась. Мне действительно интересно читать их, ковыряться с этим барахлом, кому-то подсказывать. Просто весело. Раньше «Евразия» была событием внутренним, для драматургов, ездили в Логиново, общались, шашлыки ели. Здорово, но не для зрителей, не выливалось на площадки города. Наконец-то из «Евразии» вырос «Коляда-плэйс». Может, ещё что вырастет.
Наталья ПОДКОРЫТОВА