Впервые фарфоровая сказовая пластика представлена здесь так полно. 50 статуэток, созданных на старейшем (а сейчас единственном) фарфоровом заводе Урала в Сысерти и на Богдановичском фарфоровом заводе, а также мастерами подмосковного завода в Дулёво, зовут в уральские мифы, в горнозаводскую сагу нашего классика. Научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Яна КОНОВАЛОВА повела нас от сказа к сказу — экспозиция так и построена: не по заводам, а сказово, словно сама книга «Малахитовая шкатулка»…
Сысертский Данила-мастер с вазой. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Сысерть — родина Павла Петровича Бажова. И хотя ни в одном из его сказов не найти персонажей, создающих изделия из фарфора, есть лишь сказ о мастерах, придумавших хрустальный лак для расписных подносов (железных), его сысертские земляки-фарфористы с особым чувством обращались к творчеству уральского писателя. В Сысерти ведь и глину добывали прямо на месте, и гончары издавна работали, а позже наладилось кустарное керамическое производство, из которого и вырос Сысертский завод художественного фарфора. Фарфоровая пластика сысертцев отличается простотой форм и плавностью линий. Интересно, что с годами крепкие фигуры Данилы, Катерины, Хозяйки Медной горы стали делать в фарфоре всё утончённее, «невесомее», они принимали удлинённые пропорции.
В росписи сысертских статуэток нет буйства красок. Так, героиня сказа «Золотой волос» бела лицом и нарядом, лишь коса до полу украшена золочением. Есть вариант этой красавицы, выполненный только в белом цвете из бисквита (сорт фарфора) — классический благородный образ. А волшебный козлик по прозванью Серебряное копытце щеголяет по всем витринам с золотыми копытцами…
Хозяйку Медной горы из Сысерти, Богдановича и Подмосковья мы видим одетой в разные сарафаны — и зелёный, и с красным орнаментом, и с узором из осенних листьев, и вдруг — в сине-голубом наряде. Научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Яна КОНОВАЛОВА показала нам эту фигурку, созданную по традициям мастеров знаменитой Гжели. В той же первой витрине экспозиции на самом верху сидит на пне молодая женщина, играя с окружившими её ящерками. На ней малахитовый сарафан, а улыбающееся зеленоглазое лицо с чертами, пусть и отдалённо азиатскими, — это статуэтка из собрания ЕМИИ, созданная на Дулёвском заводе. Ещё один экспонат из музейной коллекции — комплект из двух ваз: одна в виде своеобразной амфоры, другая — широкая, на невысокой ножке, и обе ярко расписаны — крупно и в миниатюрных сюжетах — по бажовским сказам. Это работа фарфористов из Богдановича: скульптора и живописца, супругов Александры и Аркадия АРХИЕРЕЕВЫХ.
«Подарёнка с Мурёнкой» Светланы СИНЯВСКОЙ (Сысерть). Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.
Богдановичский фарфоровый завод моложе Сысертского, его первые изделия вышли к людям в начале 1970-х годов. Теперь же производство остановлено. Зато на выставке мы видим фарфоровые «бажовские» вещи, ставшие раритетами сразу при рождении в Богдановиче. Это коллекционное блюдо 1979 года (одно из первых!) и несколько эксклюзивных блюд, существующих всего в нескольких экземплярах, а то и в одном — коллекционный выпуск 2009 года к 130-летию Бажова. Затейливая «плотная» (почти без белых «островков») роспись очень красочна, герои узнаваемы, какими и должны быть сказочные персонажи.
Другие экспонаты выставки представлены из частных коллекций тех знатоков и специалистов, что в прошлом году выпустили в свет каталог «Уральский фарфор». Самым старшим фарфоровым огневушкам-поскакушкам, данилам, танюшкам, козликам, синюшкам этой выставки не более 60 лет, младшим — как тем блюдам — всего пять.
Пока мы шли к «фарфоровому» Бажову, миновали в зале Каслинского павильона «Чугунную бабушку», затем златоустовское оружие, которое делал бажовский Иванко-Крылатко. А уж в экспозиции ювелирного искусства, среди малахитовых ваз и столешниц, кажется, всё пронизано бажовским культом непревзойдённого Мастера… Так, от чугуна к фарфору, «пройдут» по бажовской теме в декоративно-прикладном искусстве экскурсанты ЕМИИ и снова, как в детстве, сказочно и сказово, откроют сокровища «Малахитовой шкатулки».