Свердловским УФАС России проведен по поручению ФАС России анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) Свердловской области в 2017 году. По результатам проведения анализа установлено, что количество гарантирующих поставщиков в Свердловской области в 2017 году сократилось по сравнению с 2016 годом с 5 до 4 (АО «Екатеринбургэнергосбыт», ОАО «Роскоммунэнерго» Нижнетагильский филиал «Тагилэнергосбыт», ООО «Новоуральская энергосбытовая компания», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»).
Утратило статус гарантирующего поставщика в 2017 году ООО «Оборонэнергосбыт» (постановление РЭК Свердловской области от 18.01.2017 № 2-ПК).
Доля 4 гарантирующих поставщиков на розничных рынках электрической энергии в 2017 году превысила 50% (в границах своей зоны деятельности, определенной постановлением РЭК СО от 17.10.2006 № 130-ПК «О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области»; постановлением РЭК СО от 25.09.2014 № 137-ПК «О присвоении статуса гарантирующего поставщика в результате реорганизации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика»).
Территориальная сетевая организация Свердловской области - ОАО «МРСК Урала» наделена в 2018 году статусом гарантирующего поставщика (до 31.12.2018) в границах зоны деятельности АО «Роскоммунэнерго» (до завершения конкурсных процедур) в связи с отказом АО «Роскоммунэнерго» от статуса гарантирующего поставщика по причине задолженности на оптовом рынке электрической энергии (решение Наблюдательного совета Ассоциации «НП «Совет рынка» от 23.03.2018, приказ Минэнерго РФ от 23.03.2018 № 180 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика»).
Результаты анализа мнений участников рынков показали, что хозяйствующие субъекты в 2017 году сталкивались со следующими барьерами входа на розничные рынки электрической энергии (мощности) в Свердловской области:
- сложный и длительный порядок получения энергосбытовой компанией права приобретать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей энергоснабжения потребителей с оптового рынка, при котором велика вероятность того, что за период прохождения всех процедур может измениться схема энергоснабжения потребителя, что приведет к необходимости повторного осуществления всего комплекса мероприятий;
- необходимость возмещения потребителем выпадающих доходов гарантирующего поставщика при переходе к иной энергосбытовой организации;
- требования гарантирующих поставщиков при изменении собственника (владельца) энергопринимающих устройств с целью изменения действующих договоров производить переоформление актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нарушение требований п.п. 34, 35 Правил № 442;
- отказ гарантирующих поставщиков в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в случае смены собственника энергопринимающих устройств, если не расторгнут договор между гарантирующим поставщиком и прежним собственником.