Филиал Фонтанки на Плотинке: Екатеринбург на один день превратили в Питер

Филиал Фонтанки на Плотинке: Екатеринбург на один день превратили в Питер
Фото: s.66.ru
Фото: Константин Мельницкий, 66.ru Кому сейчас нужна поэзия, зачем поэту портрет и почему стихами можно считать даже газетную заметку, объяснили участники Литературного фестиваля, который прошел в Музее архитектуры и дизайна. Там же открылась выставка петербургского художника Анатолия Заславского «Портреты поэтов и художников Санкт-Петербурга», которая будет работать до 16 апреля.

Организаторы фестиваля перенесли в центр Екатеринбурга набережную Фонтанки и воссоздали атмосферу поэтических лекториев прошлого века. Целый день петербургские поэты Алексей Машевский, Алексей Пурин и Александр Вергелис читали лекции о стихах, а вечером все желающие могли выступить с собственными произведениями на «свободном микрофоне».

«Выступало много самородков — молодых поэтов с хорошими задатками. Им нужно развивать талант, учиться, занимаясь поэзией системно, как музыкой», — говорит Алексей Машевский.

Алексей Машевский — физик по образованию — во время лекции читает стихи и говорит, что формальное отличие стихов от прозы — запись в столбик. В доказательство берет свежий выпуск газеты «Коммерсант» и начинает зачитывать статью так, будто это стихи, делает паузы посреди предложения и интонирует. Звучит и правда похоже не стихи, только смысл теряется. Так, по словам Алексея, происходит и в стихах: если выстроить слова из поэтического произведения в правильном порядке (согласно нормам русского языка), то окажется, что в них нет никакого смысла. Стихотворная же форма создает новые грани, а скрытый смысл может противоречить формальному содержанию.

«Литературный фестиваль посетили уральские поэты, члены литературных объединений, Союза писателей, представители университетов, библиотек, студенты, культурологи, художники, урбанисты и жители города, которые любят поэзию и искусство», — рассказали организаторы мероприятия — компания «Брусника».

Пока в залах спорили о разнице между стихами и прозой и рассуждали об актуальности поэзии, корреспондент 66.RU поговорил с участниками фестиваля и узнал, зачем им стихи и нужны ли сегодня литературные салоны.

Анатолий Заславский, художник «Объектами изображения у меня становится всё, что я вижу. Поэты как объекты, конечно, интереснее, они мне позируют. Но не только я к поэзии стремлюсь, но и поэты стремятся к живописи, они ей интересуются. Они могут говорить о какой-то картине, целый стих сочиняют, или о художнике, или об эпохе. Петербург весь пронизан великими поэтами. Улицы, которые я рисую, связаны с ними: это Петроградская сторона, это центр города, здесь происходили самые главные культурные события. Сейчас я не чувствую сходства между Петербургом и Екатеринбургом, но и не ищу его, меня как раз интересуют различия». Мария Стенина, школьница «Я прибежала сюда с литературных дебатов, а когда зашла в помещение, мне на секунду показалось, что я действительно в Питере. Мне кажется, создателям удалось воссоздать это творческое пространство — в этом помогают разговоры о поэзии, картины создают ощущение, будто все поэты рядом. Понравились лекции, например, мне никогда не приходило в голову, что если читать поэзию как прозу, она может совершенно измениться. И это действительно важно». Надежда Константинова «Санкт-Петербург — необыкновенный! Его можно открывать для себя бесконечно. Но, восхищаясь чужими городами, мы не видим свой. Я думаю, создателям удалось воссоздать Петербург в Екатеринбурге. Я с удовольствием посмотрела выставку, послушала лекции, мне что-то из студенчества вспомнилось. А стихи… стихи просто нужны душе. Это ответы на многие вопросы, например, если хочется чего-то настоящего, то читаешь Пушкина, если радости — Цветаеву, Пастернака. Нынешнее поколение, как мне кажется, от стихов довольно далеко, поэзию они не воспринимают, но они придут к этому». Борис Долинго, член Союза писателей России, председатель оргкомитета фестиваля «Аэлита» «Я не считаю, что это хорошо — копировать или воссоздавать в Екатеринбурге набережную Фонтанки. Да и вообще, мне кажется, Питер вряд ли воспроизведешь, лучше пытаться делать что-то свое, оригинальное, учитывать опыт других городов, мест, подобных мероприятий. У нас достаточно своих традиций, в том числе литературных. У нас жили и творили замечательные писатели — Мамин-Сибиряк, Бажов, молодых поэтов у нас немало. Наверное, в этом большой смысл. А сюда я пришел послушать собратьев по цеху. Судя по залу, что я мельком заметил, профессионалов тут не очень много — в основном любители и студенты». Наталья Пачина, руководитель студии для детей «Мне кажется, воссоздать Питер не совсем пока получилось, но если эти линии продолжать, я думаю, последователи найдутся, люди будут сюда приходить. Может быть, это не совсем такая большая аудитория, на которую рассчитывают организаторы, но главное, что такие люди есть, им это интересно. Наверное, есть какая-то связь между искусством Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, иначе поэты бы не приехали сюда. Мне кажется, если бы здесь было больше молодежи, это было бы полезнее для всех нас. Тема об объединении всех видов искусств, которая сегодня поднимается, адресована молодому поколению. Меня почему-то эта тема заволновала, мне она интересна. Но каждый вид искусства ценен сам по себе, а если мы их смешиваем, получается кисель или компот. Может быть, это хорошо, но если заниматься этим на потоке, можно потерять то, что заложено в этом виде деятельности». Александр Вергелис, поэт

«Все читают стихи, все их знают, но никто не отдает себе отчета, в чем разница между стихами и прозой и в чем потайные механизмы, которые работают в стихах. Алексей Машевский это объясняет: формальное отличие в том, что стихи записаны в столбик, а проза — нет, но в этом формальном различии кроется очень важное, существенное различие, потому что та пауза, которую мы делаем, когда читаем стихи, наполняет строку особым смыслом. Живопись и стихи, сколько бы мы ни говорили о синтезе искусств, вполне хорошо сосуществуют. Огромное количество стихов написаны о живописи, по поводу картин. Одно культурное явление влияет на другое, культура самовоспроизводится, это бесконечный процесс, который может порождать новые феномены.

Перед нами стояла задача не воссоздать, а показать Санкт-Петербург, ведь в Петербурге существует своя культурная школа, в Екатеринбурге — своя. Расстояние между городами довольно большое, а культурное расстояние — маленькое».

 
По теме
В Свердловской филармонии появился уникальный передвижной орган Уникальный инструмент, который представили в Свердловской филармонии, прекрасно звучит даже в помещениях с самой плохой акустикой.
27 марта в Доме Актёра состоялся приём ветеранов сцены Свердловского регионального отделения СТД РФ (ВТО), посвящённый Всемирному дню театра!
28 марта в нашей библиотеке состоялась очередная литературно- музыкальная встреча "Вечная и прекрасная музыка слов" для участниц клуба "Здравушка".
В Нижнем Тагиле вынесли приговор мужчине, который убил знакомого и выкинул труп из окна - Фото 1 - JustMedia Суд назначил ему 10 лет строгача.   Ленинский районный суд Нижнего Тагила вынес приговор уроженцу Красноярского края 1992 года рождения, который зарезал собутыльника и выкинул труп с балкона.
JustMedia
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского