Где производят двигатели для космических кораблей: специальный репортаж ОТВ

Малая тяга к большому космосу: специалисты нижнесалдинского предприятия «НИИМАШ» более полувека создают двигатели для космических аппаратов. В их числе орбитальный комплекс «Мир», шаттл «Буран» и корабли «Союз».

Микрушка – так ласково инженеры-испытатели называют ракетный двигатель малой тяги. Он весит меньше трех килограммов, но, чтобы стать частью космического корабля, должен доказать свою сверхпрочность.

Игорь Дудин, инженер научно-испытательного комплекса НИИ машиностроения: «Будет проводиться огонь, для проведения огня нам нужно провести опрессовку. Другими словами, это испытание давлением для контроля герметичности изделия и камеры сгорания. Если у нас будет негерметична камера сгорания, мы даже не начнем испытания».

Во время опрессовки на этот с виду небольшой двигатель давят сразу 20 атмосфер. После его помещают в газо-инжекторную установку. Здесь испытатели в буквальном смысле дают «микрушке» жару.

Владислав Либанов, начальник научно-испытательного комплекса НИИ машиностроения: «Ну, вот вы видите на экране монитора запуск изделия. В случае если мы получаем соответствие техническим условиям на данное изделие, это изделие считается годным». Валерий Спиридонов, начальник управления по подготовке и проведению испытаний НИИ машиностроения: «Нельзя с ними церемониться, почему? Потому что... Эти аппараты, в конце концов, отвечают за жизнь экипажа, который должен вернуться с орбиты, прежде всего, поэтому подход особый к этому всему».

Испытание огнем проводят в отдельном комплексе в 30 километрах от института машиностроения. Как ни странно, именно здесь начинается история «НИИМАШ». В 60-е тут не производили, а лишь испытывали ракетные двигатели, причем большой тяги:

«Вот этот вот двигатель – это первое изделие, которое было испытано. Ракетный двигатель на наших стендах, но двигатель был не наш».

Теперь это лишь музейный раритет, рассказывает главный конструктор Сергей Булдашев. С 1969 года в «НИИМАШ» начали выпускать двигатели малой тяги. У инженеров стояла задача создать агрегат, который годами сможет работать в космосе.

Сергей Булдашев, заместитель директора по научно-исследовательской работе, главный конструктор НИИ машиностроения: «Началось это восемь месяцев, десять, сейчас это доведено уже до 15 лет. 15 лет в космосе двигатель работает, без ремонта, без замены, без ничего».

Двигатели малой тяги помогают космическому кораблю маневрировать в открытом космосе. Ключевой элемент полета – стыковка: важно доставить новый экипаж на МКС. За все время работы институт машиностроения выпустил почти 16 тысяч микродвигателей, которые показали себя в космосе. Свердловские агрегаты установлены на кораблях «Союз», «Буран», они же регулируют положение МКС на орбите.

Сейчас производство в «НИИМАШ» на потоке. Есть и секретные проекты, поэтому вход во многие цеха закрыт. Журналистам согласились показать еще один испытательный блок.

Усиленная вибрация имитирует взлет ракеты, а ударный стенд – стыковку. В этом блоке работает старейший испытатель института Валентина Присташ. В свои 67 она ловко орудует отверткой, закрепляя болты на баке с ксеноном.

Валентина Присташ, испытатель специальных изделий НИИ машиностроения: «Космос и космическая отрасль, что значат... сроднились? Это наше будущее и детей, наших, внуков – вот это всё наше».

Люди – главная гордость института, считает руководство предприятия. В 60-е сюда приехали молодые инженеры со всего Союза, сегодня здесь работают целые династии. Новое поколение уже сегодня создает задел для дальнейших достижений. А вот будущее пилотируемой космонавтики. Сейчас этот двигатель проходит испытания. Такие установят на корабле «Федерация», который после 2020 года полетит в космос. Специалисты «НИИМАШ» также готовы взяться за проекты, которые пока кажутся фантастическими.

Полет человека к другим планетам – возможно, именно свердловские микродвигатели доставят летательный аппарат к орбите спутника Марса – Фобосу. Там, считают ученые, может зародиться жизнь.

Яна Юмакаева

 
По теме
Школьники Полевского активно ищут себя, выбирая профессию будущего. С таким посылом ребята из образовательного учреждения № 18 пришли в отделение Росгвардии, чтобы посмотреть, как работают специалисты,
Автор: Елена Закорюкина, Государственный архив в городе Красноуфимске.   Государственный архив в городе Красноуфимске хранит интересные документы об истории системы образования Красноуфимского уезда,
28 марта состоялась экскурсия студентов Лаборатории в первое каменное здание Екатеринбурга – обер-бергамт (Канцелярия Главного управления горных заводов), в котором сейчас находится Консерватория.
Автор: 32 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по СО   28 марта на территории поселка Пудлинговый состоялись пожарно-тактические учения 32 пожарно-спасательного отряда с развёртыванием опорного пункта по тушению крупных пожаров.
KSK66.Ru
На трассе недалеко от Североуральска произошло ДТП с пассажирским автобусом - Фото 1 - JustMedia В аварии пострадали водитель автобуса и пассажир легкового автомобиля. Фото: ГИБДД На 94-м километре трассы Серов – Североуральск – Ивдель произошло ДТП с участием пассажирского автобуса, в него врезался легковой автомобиль.
JustMedia
Подросток под кайфом - ЦРБ Верхотурского района Подросток под «кайфом». Памятка для встревоженных родителей Как действовать родителям, если они заподозрили, что их ребенок начал употреблять наркотические средства,
ЦРБ Верхотурского района
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского
Счастье начинается с улыбки - ТриГорода.РФ Наверняка многие задавались вопросом: что же такое счастье? Для кого-то счастье – это любовь к любимому человеку, для кого-то это материальные ценности, а кому-то для счастья достаточно рядом своей семьи,
ТриГорода.РФ