Дорога к мечте

Когда думаю о Николае Гавриловиче ЧЕСНОКОВЕ, неизменно вспоминаю строки Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО: «Художники уходят / Без шапок, будто в храм, / В гудящие угодья / К берёзам и дубам…» Мне кажется, что «Гаврилыч», как называли его друзья, коллеги, ученики, ушёл именно туда. В тот гармоничный мир, где главное — рассветы и закаты, весенняя капель и золотой осенний листопад, хрустальный перезвон ручьёв и подснежники, пробивающиеся в апреле к солнцу на прогалинах. Всё это уже было в его картинах, всё это уже наполняло их особым, трепетным свечением, делало их такими родными, близкими, знакомыми и любимыми. И свидание с ними — всегда особое событие, согревающее душу, напоминающее о тех встречах с художником, которые всегда были подарком судьбы.

Особое событие — и выставка работ замечательного Мастера, заслуженного художника России Николая Гавриловича Чеснокова (1915—2004 гг.). Она открылась в Выставочном зале отделения Союза художников РФ (Дом художника, ул. Куйбышева, 97) в преддверии его 100-летнего юбилея, которое отметим 19 декабря. Вход свободный, как когда-то в его мастерскую в этом самом доме…

Личность Николая Гавриловича всегда была для екатеринбургского Союза художников, да и для всего художественного сообщества столицы Урала, знаковой. В его мастерскую нескончаемым потоком тянулись «ходоки» — художники, искусствоведы, критики, друзья, ученики, поклонники его живописи. С ним всегда было интересно, и не только потому, что на мольберте неизменно стояла новая работа, а в перспективе была новая выставка. «Гаврилыч», казалось, был знаком со всем миром. У меня иногда складывалось впечатление, что у него успели поучиться чуть ли не все художники Екатеринбурга.

«Рябинка» Николая ЧЕСНОКОВА. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Потом, когда я читала его книгу воспоминаний «Мечта, претворённая в жизнь», я поняла, какую длинную ему пришлось пройти дорогу к этой самой мечте. Мальчик, родившийся на лесном таёжном кордоне, впервые попавший в музей уже взрослым, отправившийся в Ленинград чуть ли не с рыбным обозом, как некогда ЛОМОНОСОВ, чтобы «выучиться на художника», стал настоящей легендой уральского искусства, создал свой особый живописный мир, нежный, искренний, полный свежести и веры в красоту и доброту этой вселенной. На вернисаже так говорил об учителе один его учеников — художник Василий АНЦИФЕРОВ:

— Николай Гаврилович был не просто замечательным художником. Его личность оказывала колоссальное влияние на всех, кто его окружал. Он был убеждённым реалистом, но в то же время с огромным интересом относился и к другим течениям в искусстве. И зачастую вступался за молодых художников, которые выбирали для себя этот другой путь. А в те времена это, как вы понимаете, было далеко не безопасно. Всем памятна история с работой Геннадия МОСИНА и Миши БРУСИЛОВСКОГО «1918-й», вокруг которой разгорелся скандал. Сейчас эта работа находится в собрании екатеринбургского Музея изобразительных искусств, часто появляется на выставках и считается классикой. Но тогда подобная трактовка исторических образов, далёкая от официальных канонов, вызвала бурю нападок. Началась настоящая травля. И Николай Гаврилович просто сражался за коллег, за их судьбу, за их право на свою точку зрения. Не думаю, что ему было легко, но иначе он не мог. И ему это не простили. Он долго не получал звания заслуженного, которое заслужил давным-давно… Однако жизнь всё расставила по своим местам. И вот сегодня мы открываем выставку легендарного уральского художника Николая Гавриловича Чеснокова, чьё творчество вошло в анналы мирового искусства. Этого уже никто никогда не изменит…

«Половодье в Верхотурье». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

На выставке в Доме художника представлена весьма обширная коллекция работ Николая Гавриловича. Практически все этапы его творчества нашли отражение в этой экспозиции. От этюда к знаменитой «Заочнице» 1951 года, для которой позировала супруга художника, до «верхотурской серии», над которой Чесноков трудился в последние годы. Особо стоит выделить «северные» работы, в своё время получившие широкую известность. Особенно хорош пейзаж «Мартовский снег на Басегах», в котором мокрый весенний снег, облепивший деревья, превращает их в фантастические скульптуры.

Николай Гаврилович говаривал с улыбкой:

«Американец Рокуэлл КЕНТ открыл миру красоту Гренландии, а мы сами открыли наш Север. И ещё неизвестно, чьё открытие важнее».

Чесноковский Север и впрямь необыкновенно романтичен. В нём чувствуется удивительный оптимизм, ощущение радости бытия и любовь к миру, которая ощущается в каждом мазке. «Гаврилыч» действительно любил этот мир, и мир платил ему взаимностью. Он претворил в жизнь свою мечту стать художником и радовался этому каждый день. Каждый!..

 
По теме
«Старая болезнь-новая борьба» - Центр соцобслуживания населения  Неделя профилактики туберкулезной инфекции В рамках недели профилактики туберкулезной инфекции с 24 марта в отделении профилактики и социального сопровождения размещен стенд по теме.
Центр соцобслуживания населения
С юбилеем, «Современник»! - Администрация Каменск-Уральского 29 марта 1974 года распахнул свои двери ДК «Современник», ставший центром культурной и спортивной жизни Ленинского поселка.
Администрация Каменск-Уральского