В Москве на Новой сцене Большого театра завершилась церемония вручения 24-й российской национальной театральной премии «Золотая маска». В Екатеринбург в этот раз отправляется четыре «Маски»: две – у спектакля екатеринбургского Оперного театра «Пассажирка», одна – у оперетты Музкомедии «Микадо» и одна – у балета «Имаго-ловушка» «Провинциальных танцев». Журналисты «Областной газеты» находились на месте событий и делятся первыми впечатлениями лауреатов.
Поддержать Елизавету Боярскую, которая была номинирована в категории "Лучшая женская роль", пришёл её супруг Максим Матвеев. Фото: Наталья ШадринаПо другую сторону занавеса
Гости начали прибывать в Большой за час с лишним до начала церемонии. Одними из первых приехала звёздная супружеская пара Елизавета Боярская и Максим Матвеев , следом за ними – телеведущая Екатерина Андреева , не пропускающая подобных мероприятий, директор Театра на Таганке Ирина Апексимова и, конечно, президент премии «Золотая маска», народный артист РСФСР Игорь Костолевский , который отметил очень высокий уровень театральных работ этого года, особенно региональных театров.
Игорь Костолевский. Фото: Наталья Шадрина
– В этом году очень много было номинантов в категории «Лучший режиссёр» – 29 человек – это потрясающий результат. Также было около десятка интересных драматических спектаклей большой формы. Кроме того, географическая карта фестиваля расширена, сильнее и сильнее год от года становятся нестоличные театры. Мы открываем совершенно новые для нас города – там очень интересные, продвинутые ребята работают, но при этом неизбалованные большим вниманием публики.
Для артистов и режиссёров церемония – это возможность пообщаться, покрасоваться в нарядах (куда без этого), увидеться с давними знакомыми, пересечься с которыми никак не позволяет график… Атмосфера была наэлектризована. Впрочем, конверты уже запечатаны, повлиять на результат никак нельзя… К слову, итоги держатся в строжайшем секрете. Думаем, вы знаете, что на каждой «Маске» есть именная табличка. Так вот, эту табличку к награде прикрепляют уже за кулисами, чтобы даже помощники, выносящие призы, не знали итог заранее. А именные таблички выгравированы для абсолютно всех номинантов! Лишние потом уничтожают.
Таблички гравируют для всех номинантов, чтобы никто раньше времени не узнал имён настоящих победителе. Фото: Яна БелоцерковскаяЦеремония началась с задержкой на 20 минут. «Всего-то», – удивляются театралы. Обычно творческую публику очень сложно собрать в зале. Ещё бы: они редко находятся по эту сторону занавеса, но сегодня занимают места в зрительном зале.
Будущее и настоящееСама церемония была посвящена теме будущего, поэтому ведущим помогала «нано-помощница» – Нулина. Тема будущего организаторами предполагалась, судя по оформлению сцены, скорее как разговор о новых технологиях и прогрессе. Но об этом говорили мало, в основном речь шла о тревоге за настоящее. Начала тему директор фестиваля Мария Ревякина – она затронула вопросы свободы в искусстве, упомянув о Кирилле Серебренникове , который был представлен в нескольких номинациях.
Таблички гравируют для всех номинантов, чтобы никто раньше времени не узнал имён настоящих победителе. Фото: Яна Белоцерковская… О Серебренникове с Новой сцены и в кулуарах Большого скажут в этот вечер ещё не раз. О непростой ситуации для театра говорил почти каждый лауреат. Кстати, сам Серебренников получил «Маску» как лучший режиссёр в опере за постановку «Чаадский». Разговор о громких арестах театральных деятелей неминуемо затрагивал ещё одну тему – свободы самовыражения, без которого театра будущего не будет.
– Я рада, что на протяжении нескольких лет награды здесь получают молодые артисты и режиссёры – это прекрасно, – сказала народная артистка РСФСР Алла Демидова , которую отметили за лучшую женскую роль. – Я всё-таки принадлежу к другому поколению, я ещё помню, как начинал Иннокентий Смоктуновский, и много чего другого. И сегодня я хочу сказать не очень радостные вещи – театр изменился. Есть эстрада – «это я, здравствуйте. Я к вам». А есть театр – наоборот, «Вы ко мне». И вот это мы забыли. И стали всё больше и больше спрашивать – чего изволите? Удерживать уже других зрителей – содержанием иностранных пьес, яркостью шоу. И в Интернете нас называют клоунами, скоморохами – это мы виноваты. Потому что в этом большом доме нас опустили в детскую – мол, играйте в свои игры, давайте друг другу премии. Но если вы начинаете бузить, то – в угол . А сейчас это называется домашний арест. Давайте выкарабкиваться из этого. И у нас, мне кажется, только один ключ в эту закрытую пока дверь русского искусства, о котором в своё время сказал Пушкин: «Духовной жаждою томим». И только так мы можем победить.
Алла Демидова стала лучшей актрисой в драматическом театре. Зал приветствовал её стоя. Фото: Яна Белоцерковская «Микадо» и «Имаго»
Впервые за несколько лет на «Золотую маску» был номинирован спектакль Свердловского театра музыкальной комедии «Микадо, или город Титипу».
Здесь надо сказать о своеобразном втором дыхании театра, которое открылось во многом благодаря московскому режиссёру Алексею Франдетти . Сначала он поставил в Музкоме очень любопытный мюзикл «Бернарда Альба», теперь музыкальную сказку «Микадо» – её экспертный совет заметил сразу в шести номинациях.
Удивительно, что в главных номинациях в своём направлении Франдетти боролся в основном сам с собой, но предсказуемо эти награды ушли его спектаклю «Суини Тодд», поставленному в Театре на Таганке.
Но как при этом ценно, что «Маска» в номинации «Лучшая женская роль в оперетте» всё-таки отправилась в Екатеринбург – вместе с молодой актрисой Анастасией Ермолаевой .
Конечно, большие надежды у нас были на балет – из 33 номинаций свердловских театров 17 – «балетные». Но совсем без призов остались оба балета Екатеринбургского театра оперы и балета – и «Снежная королева», и «Наяда и рыбак». «Маску» в этой категории получили только «Провинциальные танцы», но в главной номинации: лучшим спектаклем в современном балете признан «Имаго-ловушка».
Такой значок - уменьшенную копию «маски» -получает каждый лауреат. Фото Яна БелоцерковскаяЛучше Анны Нетребко
Опера «Пассажирка» Екатеринбургского театра оперы и балета получила сразу две «Маски». Этот спектакль был неоднозначно воспринят и критиками, и зрителями, но заставил говорить о себе и уж точно выбивался из общей оперной программы.
В номинации «Лучший дирижёр музыкального театра» победителем стал Оливер фон Донаньи .
– Я люблю работать в России, мне очень нравится это, – сказал он уже после выхода из зала. – Здесь не боятся экспериментов. «Сатьяграха», «Пассажирка» – всё это смело и необычно, всё это вызывает неоднозначные оценки! Но это и есть искусство.
Надежда Бабинцева. «Лучшая женская роль в музыкальном театре» опера «Пассажирка», Екатеринбургский театр оперы и балета. Фото: Наталья Шадрина
Ещё одну «Маску» получила Надежда Бабинцева в номинации «Лучшая женская роль в музыкальном театре». Надежда обошла в этой номинации саму Анну Нетребко!
– Я четвёртый раз была номинирована на «Маску», – рассказала Надежда «ОГ». – Быть номинантом очень приятно, но очень тяжело из года в год не получать саму награду. А ведь «Маска» – это не просто премия. Не просто приз, который вешают на стенку. Это оценка «своих», оценка самого творческого и театрального сообщества страны – то есть это честная и сложная оценка. Поэтому так ценна эта премия. Любому творческому человеку важна оценка – не верьте тем, кто говорит, будто им всё равно. Артист ради этого и выходит на сцену. Сегодня я вышла на сцену за такой долгожданной «Маской». Я думаю, с «Пассажиркой» мы попали «в десятку». Попали прежде всего темой… Сейчас на Россию со всех сторон нападают, сейчас такое непростое положение, такая острая ситуация в мире. Что нам может помочь сплотиться и выстоять? Я думаю, историческая память. Этим спектаклем мы задеваем те струны в душе, которые есть у каждого россиянина. Я столько раз видела слёзы у зрителей… Я думала, что будет «Маска» – не именно у меня, но у спектакля, тем более, что он представлен в нескольких номинациях. Такая мощная работа не могла пройти незамеченной. Спектакль действительно нетривиальный, непростой, но тем и интересный.
Юрий Бутусов получил «Маску» как лучший режиссёр в драматическом театре. На церемонии он пошутил, что победы в этой категории у него уже были, а вот награды за лучший спектакль все время получают другие... Этот год не стал исключением. Фото: Яна БелоцерковскаяСлово Жюри
О результатах свердловских театров на «Золотой маске-2018» мы поговорили с членом экспертного совета этого года Олегом Лоевским.
– Олег Семёнович, первый вопрос посвящён Серовскому театру драмы – они попадают в номинанты премии уже второй раз, но пока «Масок» ещё не случилось. Чего им не хватает до призов?
– Понимаете, институт номинантов так же важен, как и институт лауреатов. А тем, кому вдруг кажется, что если ты не получил «Маску», то ты – лузер, я хочу сказать, что если ты сюда приехал – ты уже победитель. Только вдумайтесь – из 600 театров в России они входят в десятку. Это, конечно, очень круто. Но соревноваться за приз с тем же Львом Додиным – это всё равно что школьнику с отборной шпаной.
– Но так хочется, чтобы призы всё же пришли…
– Ну что значит – хочется. Надо просто поддержать этот театр, который бодается в чужом здании, ведёт себя по-геройски, осваивает новую драматургию и приглашает таких режиссёров. И где это видано, чтобы сразу два спектакля за два года были в конкурсе «Маски». Где, например, Свердловский театр драмы, где екатеринбургский ТЮЗ?
– О том и речь. Что такого удивительного там, в Серове, что цепляет экспертов и театральных критиков?
– Там жизнь. Жизнь, которая привлекает. И они, правда, на равных участвовали здесь. Но очень трудно тому же режиссёру Петру Шерешевскому соперничать с Юрием Бутусовым, Львом Додиным, рядом с Андреем Могучим – сложно.
– Вы немного сказали о других театрах, почему, кроме Серова, в драматическом направлении из свердловских театров вообще никто не борется за попадание на «Золотую маску»?
– Это неправда. Например, как старается изо всех сил театр Каменска-Уральского.
– А где же Екатеринбург? Повторяем ваш же вопрос.
– Екатеринбургскую оперу вы сегодня на сцене видели, Театр музыкальной комедии вы видели. А драма… Мне кажется, что Алексей Бадаев прилагает сегодня огромные усилия, огромные. Он приглашает прекрасных режиссёров, берёт интересную драматургию. Но… не везёт. Есть такая серьёзная категория в театре – нет «фраерского счастья». Он позвал Владимира Панкова, позвал Владимира Мирзоева, ставит Праудина. Но вот удачи нет, то есть она есть, но другого порядка. Екатеринбургский ТЮЗ сейчас на переломе – закончился один этап, начинается другой. Я верю в свой театр, я его обожаю, люблю. Несмотря на то, что ругают труппу – труппа нормальная, там всё в порядке. Пока идёт переходный период, но он скоро закончится, и мы своё ещё получим.
Лев Додин получил самую престижную «Маску» – за лучший драматический спектакль большой формы. Фото: Наталья ШадринаПоздравления
Евгений Куйвашев поздравил театры Свердловской области, завоевавшие премию «Золотая маска». Глава региона поблагодарил артистов за весомый вклад в развитие театрального искусства и культуры Свердловской области, укрепление славы региона как признанного культурного центра России.
Кроме того, свои поздравления руководителям театров направила и председатель Заксобрания Людмила Бабушкина.