АЛЕКСАНДР ОЛЕШКО: «Нам не хватает человечности, любви, дружеского общения»

Актер одного из самых знаменитых театров страны – «Современник» родился в солнечном интернациональном Кишиневе. В четырнадцать лет отправился в Москву поступать в эстрадно-цирковое училище и хлебнул все тяготы жизни столичной лимиты. Теперь он лицо «Первого» канала, участник многочисленных телевизионных шоу, автор и режиссер театрально-художественных постановок, посвященным стихам и песням прошлых лет.

— Вы с Ноной Гришаевой подготовили программу, которую скоро увидят екатеринбуржцы, расскажите о ней в двух словах.

— Это похоже больше на встречи со зрителем, которые были популярны двадцать и тридцать лет назад. Зрители могли общаться с актерами, задавать им вопросы, просили исполнить любимые песни, поделиться мыслями и планами. Мы с Ноной поем старые песни и новые, которые она сама написала, песни, которые специально для меня написал Тим Брейдбург, читаем любимые стихи, исполняем куски из спектакля «Пришел мужчина к женщине», скетчи, пародии — все это вперемежку с живым общением со зрителем. Вот как-то так оказалось, что этот задушевный разговор нужен людям. История «Мы звезды, а вы народ» — она никогда не работала в России, потому что зритель выбирает, кто является его звездой, а не артисты, которые вдруг объявляют себя звездами. Причем это выглядит достаточно смешно. Что такое «звезда сериала»? Или вот еще особенно забавно: рекламные растяжки «Юбилей — три года на сцене». Я понимаю, когда пятьдесят лет на сцене, как Эдита Пьеха, это же совершенно другой масштаб личности. Мы с Ноной, не объявляя себя звездами, решили возродить творческие встречи со зрителем. На этих встречах артист имеет возможность сыграть то, что не может сыграть в родном театре или на телевидении. Он сам от этого получает огромное удовольствие и, конечно, получает удовольствие зритель.

Я знаю, что вашу программу уже посмотрели многие наши соотечественники за рубежом?

— Да, мы возили ее в Израиль, страны ближнего зарубежья, где есть русскоговорящее население и где люди живут воспоминаниями о великой дружной стране, где не было границ, виз, паспортов, унижающих достоинство досмотров. Понятно, что история идет вразрез с человеческими ощущениями. Люди чувствуют все это по-другому. Они сохраняют память, язык, стихи и песни, передают детям и внукам. И все это очень трогательно и действительно нужно. Совсем немного времени прошло, поэтому раны многих открыты и не заживают. Многие до сих пор не могут принять: как это, жили в одной стране, и вдруг оказались за границей. Должно пройти еще очень много времени, чтобы люди привыкли или научились с этим жить. Должно уйти, как это ни страшно звучит, целое поколение. Моя семья тоже оказалась за границей, я это знаю по себе. Нона родилась в Одессе, теперь это тоже заграница. Поэтому и я, и Нона знаем, о чем поем и говорим. Кстати, когда мы выступали в Одессе, нас принимали очень тепло. Я настоял, чтобы мы включили в программу песни Утесова, Бернеса. Понимаете, в чем прелесть программы? Она может бесконечно меняться. И хотя жанр у нее довольно сложный — концерт-спектакль, ее везде принимают тепло.

— Вы как раз один из тех людей, которые запустили эту теплую волну ностальгии по прошлому на отечественном телевидении, скажите, вас поддерживают?

— Все скучают по прошлому, просто об этом не принято говорить. У нас ведь как рассуждают: взгляд человека должен быть устремлен в будущее, тогда у тебя есть перспектива. А то, что нам не хватает человечности, любви, дружеского общения — об этом мы не говорим. А надо бы уже кричать, так мы все уткнулись в свои персональные компьютеры. Почему песни Марка Бернеса и Утесова вызывают такие сильные чувства? Потому что люди понимают, о чем эти песни, они подкреплены реальными переживаниями. Исполнители вкладывали в эти песни часть своей души, они пелись, потому что их нельзя было не петь — они были частью бытия. С каждой была связана какая-то удивительная история. Песня «темная ночь», которую сейчас очень любят перепевать современные певцы на разный манер, не знающие истории создания этой песни,— она была написана за три минуты. Или истории тех людей, которые с ней соприкасались. Когда разрешили эту песню записать на грампластинку, штамповщица, которая делала форму для оттисков, всплакнула, потому что у нее погиб муж на войне. Слеза упала на форму и десять тысяч пластинок вышли с браком. Ее осудили, несмотря на то, что это была просто слеза, гнали по этапу, где она встретила своего мужа, который оказался жив. Таких историй очень много, но когда ты их знаешь, ты поешь эти песни по-другому, ты поешь их иначе, иногда сам не понимаешь, как.

— Задевает, когда современные исполнители начинают упражняться в вокале. Эти песни не нуждаются в роковом исполнении. Их поют просто, так, как это делали Бернес, Утесов, Шульженко: живыми голосами под живую музыку, иногда в сопровождении одного единственного инструмента.

— Это просто, да не просто — это недосягаемая простота, потому что быть доступным и простым оказывается очень сложно. Это высокое искусство, которое сейчас умирает. И, конечно, хочется его возродить или как-то задержать, рассказать о поколении артистов, которые все были Его Величество Артистами с большой буквы. Мы не должны забывать о них.

Вы были ведущим «Минуты славы» на Первом канале и поразили всех огромным количеством историй из вашего детства.

— Какое детство, такие и истории.

— Каким было ваше детство?

— Замечательным, полным веры, надежды и любви. Оно было настоящим, радостным, таким, каким должно быть детство каждого человека. В нем было много ярких солнечных людей. Потому что Кишинев — это город благодати. Там было столько разных национальностей и все жили душа в душу, потому что нечего было делить. Весь год — лето, фрукты, ягоды, фантастические урожаи в садах и на дачах. Жили открытыми домами, двери никогда не запирались, любой мог войти. Все дружили домами, застолья устраивали во дворах, много пели. А теперь представьте: на прошлой неделе в Москве я поднимался на лифте к себе домой и встретил соседку, которая говорит: «Ой, я вас узнала, вы пели в «Двух звездах», а вы к кому?». Я ей отвечаю: «Вообще-то к себе домой!» Она: «Как?» Вот так! Я в этом доме уже восемь лет живу! Чувствуете разницу?

— Не было у вас желания записать все эти истории? Оформить их в пьесу?

— Пока нет, но спасибо за идею, может быть, соберусь и запишу. Но точно это будет не пьеса, нет у меня такого таланта — пьесы писать, хотя на самом деле я не пробовал. Вот в режиссуре я себя попробовал, на мой взгляд, получилось. Я могу вытаскивать какие-то истории из детства, какие-то забытые фразы или анекдоты, иногда очень кстати. Когда я был студентом циркового училища, я снимался в крошечном эпизодике у Тодоровского в фильме «Какая чудная игра», там героине Елены Яковлевой никак не могли подобрать хлесткую фразочку, которой она всех отшивает. Я вспомнил мгновенно фразу из своего детства, и она вошла в фильм.

— А что за фраза?

— Главную героиню спрашивали: «Как дела?» А она угрюмо отвечала: «Пока не родила!» Она обратила на меня внимание, подвезла студента со съемочной площадки, мы подружились. Она подкидывала мне контрамарки на спектакли «Современника», и я посмотрел весь репертуар. А в тот день я написал маме письмо, что ехал в машине с самой Еленой Яковлевой, и она пригласила меня в театр, а сегодня она моя партнерша по спектаклю. Такие вот интересные повороты судьбы.

— Вы сохранили эти контрамарки?

— Конечно. Я все сохраняю. У меня уже целая коллекция, как у настоящего театрала.

— Тогда вы еще не мечтали быть актером «Современника»?

— Я уже знал, что пойду учиться в театральное училище. Очень хотел попасть в наш театр.

Как Галина Борисовна Волчек (художественный руководитель театра «Современник») относится к вашей работе на телевидении?

— Я ее не предаю и живу по расписанию театра. Например, из-за гастролей в Екатеринбург я отменил два концерта в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, у которых уже висели афиши. В театре артист становится артистом. В театре на эту косточку нарастает творческое мясо, которое на телевидении потом срывают. Театр — это всегда творческий рост среди коллег, режиссеров, на глазах у публики. Это мощнейший профессиональный тренинг.

Но ведь актер не всегда может реализовать себя в театре, хотя бы потому, что режиссер видит его в одном амплуа.

— Поэтому я пробую себя в других жанрах и форматах. Люди неумные и завистливые говорят, что я «шут-многостаночник», а люди с тонкой душевной организацией говорят, что я «человек-оркестр». Второе мне нравится больше. Я люблю смешить, но не скатываюсь на пошлость, не шучу на заказ, потому что нет ничего хуже продажных шуток. Когда тебе удается смешная роль — это замечательно. Но когда ты смешон по жизни — это грустно и трагично.


Татьяна Филиппова.

 

Благодарим Арт-холдинг «Ангажемент» за помощь в организации интервью



Наша справка:

Алекса́ндр Влади́мирович Оле́шко

Родился 23 июля 1976 г. в Кишиневе.

Прожил в Молдавской ССР 14 лет, затем перебрался в Москву.

Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства с красным дипломом. В 1999 году окончил ВТУ им. Б. В. Щукина (курс В. В. Иванова).

С 1999 года — в труппе Московского академического театра Сатиры. С 2000 года — в труппе Московского театра «Современник».

Педагог по актерскому мастерству Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Педагог-стажер по актерскому мастерству в ВТУ им. Б. В. Щукина.

В 2010 году открыл творческую мастерскую в Детской Академии Телевидения «Останкино».

Признание и награды: лауреат премии «Чайка», дважды лауреат конкурса чтецов Якова Смоленского, Лауреат Всероссийского студенческого конкурса чтецов имени В. Н. Яхонтова, дипломант конкурса «С любовью к романсу», лауреат и обладатель первой золотой премии фестиваля им. Б. С. Брунова, обладатель премии «Золотая рамка» деловых кругов «АУ-РУМ», обладатель премии фонда «Созвездие», Лауреат премии «Cinema Beauty Awards», бронзовый призер проекта Первого канала «Две звезды 3».



 
По теме
Целый спектр живых эмоций, богатая палитра литературных произведений, душа - в каждом слове.
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка