В Екатеринбурге полицейские рассказали участникам межведомственного семинара о необходимости формирования транспортной культуры безопасного поведения несовершеннолетних.
Семинар-совещание проводился перед началом осенних школьных каникул в рамках профилактического мероприятия «Внимание – каникулы!». Все обсуждаемые вопросы были посвящены одной теме: «Детская безопасность – ответственность взрослых: формирование транспортной культуры безопасного поведения несовершеннолетних».
В мероприятии приняли участие педагоги образовательных организаций города Екатеринбурга, занимающиеся обучением детей безопасному поведению на дорогах, сотрудники Госавтоинспекции и председатели территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Выступающие поделились своим опытом работы, обсудили использование различных форм и методов обучения школьников правилам дорожного движения.
Старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД области Оксана Коновалова рассказала, что согласно статистике, наибольшую по численности группу детей, виновных в дорожно-транспортных происшествиях, составляют подростки в возрасте 10-13 лет. Причина «аварийности» данной возрастной категории формируется в малолетнем возрасте, когда родители чаще всего привозят своих детей в детский сад и начальную школу. В результате у подростков к тому моменту, когда они самостоятельно преодолевают маршрут до образовательного учреждения, оказывается не сформирован навык безопасного поведения на дороге. Кроме того, представитель полиции отметила, что растет количество пострадавших несовершеннолетних водителей. Все чаще регистрируются случаи, когда подростки 14-16 лет начинают в нарушение правил дорожного движения управлять мототранспортом. Оксана Коновалова подчеркнула, что только совместными усилиями родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД и иных субъектов профилактики можно и нужно развивать у школьников умение прогнозировать развитие дорожной ситуации, учить видеть опасные места на дороге.
Кирилл Беликов, учитель ОБЖ школы № 68, привел результаты собственного исследования. Он рассказал, что 99,8% выпускников его образовательной организации на вопрос, знают ли они правила дорожного движения, ответили утвердительно. Тогда почему происходят дорожно-транспортные происшествия? По его мнению, здесь необходимо говорить о проблеме понимания подростками необходимости соблюдения правил дорожного движения. Знание сформировать легко, а воспитать понимание необходимости соблюдения – сложно. Как считает Кирилл Николаевич, в формировании транспортной культуры поведения необходимо начинать с себя, с внутреннего убеждения и целевой установки. По его мнению, одной из форм работы в этом ключевом моменте является работа отрядов ЮИД, которые нужно создавать для каждой возрастной ступени в школе. Должна быть преемственность и повышение социальной активности молодежи.
Не менее интересным стало выступление гостя пленарной части семинара Аркадия Деоргиева, начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Свердловской железной дороги, который рассказал о поведении несовершеннолетних на железной дороге, проведя сходства причин травматизма на автомобильной дороге и железнодорожных путях. К примеру, при движении, как по путям, там и при переходе через дорогу, несовершеннолетние в капюшонах и наушниках сами лишают себя возможности видеть и слышать приближающийся транспорт. Из-за возрастных особенностей глазомера подростку трудно определить скорость движения поезда и автомобиля. К тому же пешеходы не принимают во внимание, что железнодорожное движение, как и транспортное, может быть двусторонним.
После выступлений участникам семинара было предложено посетить несколько мастер-классов. К примеру, один был посвящен актуальной сейчас теме проведения интегрированных уроков, когда вопросы безопасности дорожного движения рассматриваются в рамках уроков математики, информации и физики.
На площадке «Мобильный перекресток» педагоги ознакомились с новинками технических средств обучения, а именно, мобильным перекрестком, изготовленным из новых, более прочных в использовании материалов.
Обсуждения в группах о проведении социальных акций провела заместитель директора школы № 61 Ольга Галанова. На данном мастер-классе педагоги активно обсуждали формы повышения познавательной активности детей в вопросах безопасности дорожного движения.
Полицейские рассказали педагогам об основных ошибках, которые допускают взрослые при обучении детей навыкам дорожного движения, указали на роль родителей в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге.
В конце мероприятия все участники пришли к единому мнению – обязательность обучения всех детей предъявляет серьезные требования к системе образования, проблема заключается в том, что лишь хорошо подготовленный педагог в этой области сможет донести до аудитории суть и важность знаний правил дорожного движения.
Обеспечение безопасности детей на дороге остается одной из приоритетных задач общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и региональном уровне. Значительную роль в решении данной проблемы имеет организация, в том числе и в образовательных организациях, работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.
ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу