Управление Роспотребнадзора заставило банк «ВТБ» привести договоры по кредитованию в соответствие законодательству
Нижнетагильским отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по обращению гражданина была проведена проверка в отношении ПАО Банк «ВТБ» (г. Санкт-Петербург, ул.Большая Морская, 29).
В ходе проверки было установлено, что банк обусловил кредитование потребителей оказанием пакета банковских услуг, чем нарушил ч.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Условия кредитования фактически являются типовыми, с заранее определенными требованиями, а потребитель в данном случае был лишен возможности влиять на содержание кредитного договора и в целях получения кредита был вынужден принимать предложенные ему условия.
При заключении договора потребителю не была предоставлена полная информация об услугах. При кредитовании банк удержал определенную сумму в качестве платы за страхование в АО «СГ МСК». В кредитном договоре условия о дополнительной услуге и её цене не были указаны. Сведения, позволяющие практически реализовать право на отказ от дополнительной услуги при кредитовании, не были представлены.
В индивидуальных условиях потребительского кредита отсутствовали сведения о размере каждого платежа по процентам за пользование кредитом и возврате кредита. Из представленных сведений невозможно было установить, были ли учтены при определении полной стоимости кредита платежи за оказание дополнительных услуг (пакет услуг, страхование).
При подключении к Программе коллективного добровольного страхования допущены нарушения требований закона о предоставлении информации. Анализ схемы кредитования со страхованием показывает, что потребителю не были предоставлены сведения, необходимые для выбора услуг страхования, в том числе о размере страховой премии и выплаты, существе услуги, обязанностях банка, о возможности страхования в иных страховых организациях.
До потребителя не были доведены сведения о возможности отказа от уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по кредитному договору. Условие об уступке прав изложено в договоре таким образом, что потребитель не обладает сведениями и возможностью реализации права на отказ от цессии.
До потребителя не доведена информация и документы о полномочиях банка как страхового агента и сведения о размере агентского вознаграждения банка. В выданных потребителю документах банк в качестве страхового агента не указан.
Законом «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в адрес ПАО Банк «ВТБ» было выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей. Банку предписывалось прекратить заключение договоров с нарушением норм права о доведении до потребителей информации об условиях оказания услуг; в случаях дальнейшего предоставления кредитов, финансовых услуг применять договоры, приведенные в соответствии с нормами права.
Не согласившись с позицией надзорного ведомства, банк обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным. Решением Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2017 по делу № А60-58310/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по тому же делу оставлено без изменения, кассационная жалоба ПАО Банк «ВТБ» – без удовлетворения.