Коллеги Аркадия Михайловича шутят, мол «Чернецкий – это не человек, а профессия». С этим можно не только согласиться, но и добавить еще одно слово – эпоха. Екатеринбург до Чернецкого и Екатеринбург после него – это два совершенно разных города, и на то, чтобы просто перечислить различия понадобится не одна статья.
Пожалуй, это последнее интервью, которое Аркадий Михайлович дал на посту мэра Екатеринбурга. О его готовящейся отставке было объявлено уже на официальном уровне, хотя утверждение на должности сенатора в Совете Федераций еще не состоялось – новость об этом пришла только через неделю после интервью. Тем не менее, даже после ухода с поста мэра, Аркадий Михайлович намерен продолжить работу на благо города.
- Вы будете участвовать в жизни Екатеринбурга уже на посту сенатора?
Несомненно, я буду участвовать в жизни Екатеринбурга, хотя бы в том плане, что я по-прежнему остаюсь председателем программного совета стратегического развития города Екатеринбурга. А, во-вторых, я ставлю себе основной задачей привлечение инвестиций в город уже в том качестве, в каком буду работать сейчас.
- Будете поддерживать связи с бывшими коллегами?
Если имеется в виду, буду ли я опекать тех людей, которые здесь остаются, то однозначно – нет. Это все люди грамотные, опытные и самостоятельные, и никакой опеки с моей стороны не требуется. Что касается личных контактов - то, несомненно, буду.
- Если коротко подвести итоги вашего правления, то чем в итоге стал Екатеринбург? Что он представляет собой сейчас?
Сейчас Екатеринбург – признанный многофункциональный центр, благополучие которого базируется не только на развитой тяжелой промышленности, но и на не менее успешных малом и среднем бизнесе, торговле, транспорте, науке, сфере услуг – и бытовых, и социальных, активном и многократно выросшем за последние годы финансовом секторе.
Екатеринбург – город с самыми высокими в стране среди крупных городов доходами населения и минимальной безработицей. Наш город богат высоким образовательным и культурным уровнем горожан .
В общем я считаю, что для большинства горожан Екатеринбург – это тот город , где хочется жить . И не случайно , что именно у нас один из самых высоких по стране показателей рождаемости и один из самых низких показатель смертности. Уже три года, как город растет не только за счет миграционного прироста, но и за счет естественных демографических факторов.
- Но если попробовать разобраться, как Екатеринбургу удалось прийти к этому… Ведь Екатеринбург 20 лет назад находился буквально в шоковом состоянии, никто не знал, что делать. Как удалось выйти на этот путь?
Для меня самым главным помощником был здравый смысл , рационализм и прагматизм в
подходах ко всему, что касается жизни города. Я терпеть не могу популизм, понимая, какие огромные неприятности порой несет звонкая фраза, кампанейщина, необдуманные политические установки. Вообще в споре экономики и политики я, как правило, на стороне экономики. Из-за чего очень часто возникали проблемы с руководством области и появлялась «пища» для разговоров у моих недоброжелателей.
Я никогда не отказывался от предложений и советов, особенно, если их давали компетентные люди, но решения всегда принимал сам, полагаясь на свой здравый смысл , знание мирового опыта ( Аркадий Михайлович закончил Боннскую и Парижскую школы бизнеса еще будучи ген.директором « Уралхиммаша» - ред.) и понимание задач, стоящих перед городским сообществом. И отвечал за свои решения я тоже сам.
Примеров таких решений очень много – часть из них оказалась принципиально важными для перевода города на современный путь развития. Это и порядок проведения малой приватизации в городе, обеспечивающий и сохранение муниципального имущественного комплекса, и развитие малого бизнеса. Это и принципиальные решения по поддержке логистики, торговли, гостиничного сектора и всей инфраструктуры гостеприимства …
Это и сохранение в ведении города коммунального инженерного комплекса и развитие его на перспективу. Это и создание муниципального банка, спасшего город в кризис неплатежей . Это и разработка оригинальных программ жилищного строительства в «доипотечный» период» и многое другое…
И наконец, создание стратегического плана развития города, как главного организующего документа для всего городского сообщества по обеспечению прогресса во всех ипостасях городской жизни.
- В связи с вашим уходом изменения в городской власти все же возможны?
Главное изменение, конечно, касается модели управления городом. А что касается конкретных должностей, то естественно, люди, которые придут на посты первых руководителей города, будут корректировать команду, хотя я и не думаю, что это будут принципиальные изменения
.
- Когда в Совет Федерации уходил Эдуард Россель, многие посчитали это почетной пенсией. В вашем случае можно говорить об этом или вы намерены продолжить политическую деятельность?
Я уже говорил, что срок моих полномочий в Совете Федераций предусмотрен до марта 2012 года, а возможно, еще и меньше в случае переноса выборов. Таким образом, у меня в распоряжении будет практически год, и за этот год я должен оглядеться и принять для себя решение. Если я буду полезен для города и для области в этом качестве, я продолжу работу, ну, а если я увижу, что Сов.Фед – то место, где трудно принести конкретную пользу, значит, просто уйду в бизнес.
Я в своей жизни всегда ориентировался не на процесс, а на результат. И если я не могу обеспечить результат – то кому нужен процесс?
- Вы говорили, что решение об отставке приняли еще два года назад. Почему была выдержана такая долгая пауза? Что произошло за эти два года?
В первую очередь, исчезла причина, по которой я в 2008 году все-таки решил идти на выборы – это подготовка к саммитам ШОС и БРИК. У нас была подготовлена огромная программа, мы стянули на нее крупные ресурсы, словом, мы находились на взлете, и в тот момент мой уход из городской власти мог негативно повлиять на реализацию всех преимуществ того положения на благо города.
- Но ведь ШОС закончился полтора года назад…
Не все крупные проекты были приурочены непосредственно к ШОСу, многие из них продолжали реализовываться и в 2009 и в 2010 году. Сейчас ситуация разрядилась, мы вышли на этап стабильного развития и подготовки следующего рывка. С другой стороны, новый цикл развития города займет серьезный промежуток времени, и будет лучше, если его начнут те люди, которые смогут довести этот новый 7-8 летний этап развития Екатеринбурга до успешного логичного завершения.
- Проект «Большой Екатеринбург» вы планировали завершить еще до своего ухода. Какова будет его судьба? Продолжится ли слияние Екатеринбурга с городами-спутниками?
Нет, я не планировал проект «Большой Екатеринбург» довести до своего ухода.
Проект «Большой Екатеринбург» был сформулирован еще в первой редакции стратегического плана (был рассчитан до 2015 года – ред.), но не получил большого развития. Сначала этому противились областные власти, но сегодня у меня есть ощущение, что эта позиция изменилась на более положительную. В практическом плане это достаточно долговременный проект, который должен совершаться поэтапно. Тем не менее, я считаю, что этот проект нуждается во внимании как городского, так и областного руководства.
- Как сейчас обстоит ситуация с преемником? Есть ли конкретные кандидатуры? Ведутся ли с вами консультации?
Да никаких консультаций нет. Я обозначил ту кандидатуру, которая, на мой взгляд, способна наиболее оптимально выполнять эту роль, и у нас достигнуто понимание в этом вопросе. Речь идет об Александре Якобе – это имя я называл неоднократно. Сегодня этот человек работает моим первым заместителем, занимается, в том числе, и вопросами городского хозяйства, он хорошо знает проблемы, и это будет наиболее безболезненный переход.
- Вы являетесь одним из сторонников введения в Екатеринбурге поста наемного сити-менеджера, однако сами вы всегда становились мэром именно в результате выборов. В этом нет противоречия?
То, что было неплохо для меня – совершенно не значит, что это некая универсальная рекомендация, которая будет работать в любой ситуации. Да, я такой человек, что готов брать на себя всю полноту ответственности, при этом я требую, чтобы у меня в руках были все рычаги управления. За всю жизнь я ни разу не перевел стрелки на Городскую Думу, несмотря на то, что в большинстве важнейших вопросов последнее слово было именно за депутатами.
Тем не менее, я понимал, что если я являюсь инициатором каких-то решений, то я и должен за них отвечать. В результате критика решений обрушивалась не на Думу, а на меня. Меня такая ситуация устраивала, ведь если я видел, что даже непопулярные решения дают задуманный результат, то этот результат всех и рассудит.
В сегодняшних условиях достаточно сложно находить людей, которые готовы одновременно нести на себе и функции хозяйственника, и политического лидера. И велика вероятность того, что во власть придет человек говорливый, но некомпетентный. В этом смысле система избираемого Главы города –председателя думы и назначаемого комиссией профессионального главы администрации минимизирует риски, разделяя ответственность между двумя людьми: один занимается управлением, другой – отвечает за общее социально-экономическое развитие. Создать такой тандем – проще, чем искать универсального мэра, рискуя ослабить администрацию и власть в городе. Вот из этих соображений я и предложил новую систему, которая принята в Уставе города.
- У Екатеринбурга не просто так возник статус «третья столица», он всегда отличался высокой степенью независимости и самостоятельности в принятии решений. Система назначаемого главы города может как-то увеличить его зависимость от федеральной власти?
Я скажу так: не нужно влияние Москвы рассматривать как абсолютно отрицательный фактор, там ведь не сидят люди, которые думают, как бы нам навредить. Вопрос состоит в том, насколько эффективны принимаемые в Москве решения для того, чтобы удовлетворялись насущные проблемы горожан. Есть, к примеру, прекрасный федеральный закон №185 о выделении федеральных средств на капитальный ремонт жилых домов. У нас бы в жизни не было таких денег, если бы их не предусмотрел федеральный бюджет.
Самая оптимальная модель взаимодействия – когда ресурсы суммируются, поэтому мы никогда не будем отказываться от помощи области или федерации.
- Есть что-то, о чем вы жалеете, когда находились на посту мэра? Чего вам так и не удалось сделать и что вы сейчас сделали бы иначе, чем тогда .
Пожалуй, нет. Что-то реализовывалось лучше, что-то – хуже. Но в любом случае, всегда были объективные причины, для принятия тех или иных решений.
Мы часто балансировали на очень тонкой грани. Например, всегда можно было сказать: «Денег нет ,и поэтому мы будем хорошо убирать город, но тогда мы закроем к примеру все трамваи».Но ни разу с нашей стороны так вопрос поставлен не был.
Я прекрасно понимаю, почему мы не дотягивали по некоторым направлениям, но я не вижу в этом вины администрации. Самое главное – что мы не совершили каких-то принципиальных системных ошибок, и это главная причина, почему спустя два десятилетия Екатеринбург находится на несколько голов впереди других крупных российских городов.
- Каким будет Екатеринбург через пять-семь лет после Чернецкого? Что в нем должно принципиально измениться по сравнению с сегодняшним днем?
Я думаю, что он будет только лучше. Есть все предпосылки к увеличению доходов города, соответственно увеличатся и бюджетные статьи расходов. В различных отраслях появляются новые технологии, учатся люди, ведь сегодня Екатеринбург достиг того уровня, когда нам доступен самый передовой мировой опыт.