Анну Каренину убила я

Анну Каренину убила я
Фото: www.oblgazeta.ru
  • Опубликовано в №203 от 29.10.2016
  • В Екатеринбургском театре юного зрителя проходят гастроли Музыкального театра Карелии. «Золотомасочный» хореограф-постановщик Кирилл Симонов привёз на Урал жемчужину театра – балет «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина.

    Драма  «на пальцах»

    Трудность в постановке классики – в том, чтобы удержать знакомым каждому сюжетом, заставить сидеть, не дыша, не замечая времени – так, чтобы даже финал стал вдруг откровением. Отсюда и обилие постановок, в которых действие переносится в другое время или другое место, а события рассказываются на современный лад. Симонов не идёт этим путём, оставляя всё так, как создал Толстой и Щедрин. Это, кстати, даже несколько неожиданно – «Золотые маски» в разных номинациях худрук балета Карельского театра брал за авторский взгляд на «Золушку» и «Ромео и Джульетту» – эти балеты он создавал по собственным либретто.

    – Я не ставил перед собой задачи раздражать или эпатировать публику. История Анны представляется зрителю такой, какой она уже более ста лет вдохновляет мировое искусство, – сказал Кирилл Симонов про свою постановку.

    Но назвать «Анну Каренину» классическим балетом при абсолютной каноничности сюжетной линии язык не повернётся. Хореография Симонова – абсолютно модерновая. Это, по сути дела, не балет – это драма, рассказанная языком танца. Драма на кончиках пальцев.

    Фото:  Анна Заболотная

    Зазеркалье

    Поднимается занавес – и мы видим себя. На пустой, тёмной сцене среди многих лиц – и моё лицо. Мы несколько секунд, ошеломлённые, смотрим на себя, смотрим себе в глаза – а потом свет приглушается, но зрители на сцене всё равно остаются – практически главными действующими лицами (причём в буквальном смысле слова – лицами!), едва различимыми в темноте. И благодаря этому нестандартному сценографическому решению спектакль «Анна Каренина» вдруг становится историей про нас. Про меня…

    Зритель приходит в театр подсмотреть сцены чужой жизни, дать свою оценку – этот хороший, тот плохой. Умный зритель пойдёт дальше и в увиденном узнает себя. Симонов доводит это до буквальности: нет необходимости глядеть в замочную скважину. Хотели подсматривать? Не стесняйтесь – глазейте…

    Пространство сцены расширяется. Анна мечется между зеркалами, не в силах сделать выбор – и в какой-то момент вдруг грань между зеркалом и отражением стирается: Анна выходит прямо в зрительный зал. Переступает черту.

    И здесь, за чертой, и там, на сцене – толпа людей, которой нет дела до Анны и её страданий. И зрители, и ансамбль в постановке играют одну и ту же роль – наблюдателей, которым, в общем-то, всё равно, но – любопытно! Как не посудачить о чужой жизни? Один из самых сильных эпизодов балета – на сцену выходит толпа. Ставит стулья – резко, словно впечатывая каждый в сцену. Садятся – спиной к залу, лицом к зеркалу. Наблюдают за Анной. Мы выглядываем из-за их спин – и наши лица в отражении оказываются среди лиц каренинской эпохи.

    В какой-то момент хореографическое действо достигает такого напряжения, что вдруг прорезается голос. Сначала – голос толпы, она больше не может молчать, ей надо обсуждать, осуждать, сплетничать – фраза, сказанная одним, подхватывается другим, третьим – и голоса нарастают, звучат, как эхо: «Она чувствовала стыд»… «Стыд?» «Стыд!» «Она чувствовала стыд?».

    Анна пытается им отвечать, но каждую её фразу снова подхватывают, разбирают на слова, передают друг другу. И её голос тонет в этом гуле.

    …Анну не переедет поезд. Только в великой музыке Щедрина он будет присутствовать на протяжении всего спектакля – в ритме, шуме, скрежете, скрипах – и в момент развязки мы его тоже, конечно, слышим. Но… поезд ли это? Это шумит толпа, гудит, обсуждает, шепчет, смеётся. Это она захлёстыват героиню, она её губит. И в зеркале среди погубивших Каренину каждый зритель вдруг видит и себя. И я вижу себя тоже. Это финал, которого не ждёшь (ведь все мы знаем, как закончится «Анна Каренина»!) – и он становится пронзительным откровением.

    Всё, что остаётся на затемнённой сцене – зрители в глубине зеркал. И даже аплодисменты раздаются не сразу – очень странно и страшно аплодировать себе.

    Ещё новости о событии:

    Анну Каренину убила я - Областная Газета
    Опубликовано в №203 от 29.10.2016 В Екатеринбургском театре юного зрителя проходят гастроли Музыкального театра Карелии.
    18:20 28.10.2016 Областная Газета - Екатеринбург
    Екатеринбург, Октябрь 28 (Новый День, Ольга Тарасова) – В Екатеринбурге проходят двухдневные гастроли Музыкального театра Карелии, который привез балет «Анна Каренина», поставленный на музыку Родиона Щедрина.
    13:47 28.10.2016 Новый Регион - Екатеринбург
     
    По теме
    Целый спектр живых эмоций, богатая палитра литературных произведений, душа - в каждом слове.
    В концерте  «Квинтет деревянных духовых»  (входит в Абонемент  100 «Вместе весело играть!» ), который состоится 31 марта (вс) 2024 года в 15:00, произошли изменения в составе участников.
    «СТИЛЯГИ ИЗ «СОЗВЕЗДИЯ» 12 марта у нас состоялся Конкурс детского творчества «Созвездие», в котором приняли участие 16 детей.
    зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
    ОТВ
    В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
    КП Екатеринбург
    Я читаю и рисую 2024 - Библиотека Гавань Традиционная выставка картин Детской школы искусств памяти Владимира Алексеевича Кашкина.
    Библиотека Гавань
    Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
    GorodNS.Ru
    Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
    Газета Зареченская Ярмарка